Понедельник, 22.10.2018, 20:15
Управление образования Сосьвинского городского округа
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

конспект урока биологии в 11 классе по теме "Бионика"
[ Скачать с сервера (4.65 Mb) ] 02.04.2014, 16:00

Конспект урока биологии в 11 классе

по теме: «Бионика»

 

Цель: Углубить представления о единстве материального мира, взаимосвязи и обусловленности явлений, их познаваемости.

Задачи:

Образовательные: показать взаимосвязь биологии и техники, физики, медицины, других дисциплин, на основе общности ряда законов живой и неживой природы.

Развивающие: активизировать мышление, умение самостоятельно формулировать выводы.

Воспитательные: развитие мотивации  изучения биологии, повышение интереса к предметам естественно – научного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщение интересных сведений.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: коллективная работа и индивидуальная самостоятельная работа

Оборудование:

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Презентация Power Point;

Фотографии живых объектов;

Дополнительный материал

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности.

  1. Изучение нового материала

Демонстрация презентации. (10 мин.)

Учитель: эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Леонардо да Винчи «Птица – действующий по математическому закону инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми его движениями…»

Человек в эволюционном плане самое молодое существо, а молодые перенимают опыт у более мудрых, давно поживших соплеменников. В данном случае у наших соседей по планете. С незапамятных времен мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа?

Сможет ли он, например, летать как птица или плавать под водой как рыба? Сначала человек мог только мечтать об этом, но вскоре изобретатели начали применять особенности организации живых организмов в своих конструкциях.

Сегодня на уроке мы познакомимся с примерами того, как человек использует свойства живых организмов в технике.

На слайде появляются технические устройства, учащиеся называют какие приспособления реальных живых объектов были использованы человеком, после этого всплывают фотографии данных объектов.

 (слайд №5)

С помощью машин прокладываются туннели, подземные штольни и ходы. Благодаря своим лапкам крот роет подземные ходы

(слайд № 6)

Складной нож, состоящий из множества отдельных частей, которые легко

вынимаются и убираются - сконструирован по примеру складывающейся ножки      навозного жука.

(Слайд № 7,8)

Техника производит специальные ленты, где  обе части прижимаются друг к другу, так называемые липучки - плоды репейника показывают, как необходимы бывают крючки

Коврик с присосками также заимствован у природы, а именно у осьминога, Осьминог изобрел изощренный метод охоты на свою жертву: он охватывает ее щупальцами и присасывается сотнями присосок.

 

(слайд № 9,10,11) Есть чему поучиться человеку даже у маленьких обитателей нашей планеты. Прототипами высотных зданий являются … термитники,  Самуэль Браун позаимствовал идею конструкции висячих мостов… у паука, а инъекционный шприц подсмотрен у… пчелы.

(Слайд № 12)  Эластично-упругая кожа дельфина позволяет двигаться в воде с минимальным сопротивлением, на основе этого свойства создан костюм для подводного плаванья.

(слайд № 13) Знаменитая Эйфелева башня появилась на свет благодаря знанию о строении берцовой кости, так как силовые линии в конструкциях башни и костях птиц и млекопитающих распределяются очень сходно.

(Слайд № 14) Зеркальная система в отдельном глазе рака Линзовая оптика, обладающая большой светосилой

(слайд № 15) Идеальные строители сурки, в своих норах устраивают вход и выход и если в прериях дует ветер, то воздух из постройки автоматически откачивается. Подобным образом применена система кондиционирования в мечетях в Иране. Ветер, дующий под куполом, всасывает теплый воздух изнутри. Более прохладный воздух поступает через боковые отверстия.

(слайд № 16) Углубления и выступы ракушек смыкаются друг с другом, благодаря шарниру две половинки очечника плотно прилегают друг к другу.

(слайд № 17) Не менее изобретательны и растения. Клен имеет семена с вращающимися крыльями, это приспособление для распространения семян.  Благодаря твердому венку несущих крыльев маленькая турбина очень быстро вращается.

(слайд № 18) Кокосовый орех – пример биологической упаковки. Человек придумал съедобную упаковку для конфет, которая  имеет вкус хрустящего печенья.

(слайд № 19) Лотос в буддисткой мифологии считается символом чистоты, благодаря самоочищающейся поверхности листа. По такому же принципу изготавливают ложку для меда. Благодаря особому покрытию мед стекает с ложки.

(слайд № 20) Учитель: Природа как эталон – и есть бионика.

Ученики самостоятельно формулируют определение понятия бионика.

Учитель: Сравните ваше определение с определением на стр. 260 учебника  запишите его в тетрадь. Это понятие состоит из частей слов «БИОлогия» и «техНИКА», что означает «учиться у природы технике завтрашнего дня», которая принесет бóльшую пользу человеку и природе, чем техника, существующая сегодня.

 

(слайд № 21) Сегодня бионика развивается стремительными темпами и уже подразделяется на отдельные направления: нейробионика, биокомпьютинг, биомолекулярная электроника и нанотехнологии, андроидная роботехника и киборгизация, учение об искусственных нейронных сетях.

          Человечество пытается присмотреться к методам природы, чтобы потом разумно использовать их в технике.

 

Используя текст учебника на стр. 260-268 заполните таблицу

 

Объект живой природы

Использование его свойств в технике

 

 

Ученики работают с текстом учебника (10 мин.)

 

  1. Закрепление изученного материала.

Работа в парах

  1. (слайд № 22, 23)

Учитель: Используя имеющиеся у вас знания, объясните, где человек использует свойства и приспособления нижеприведенных организмов.

1 пара - лягушка, стрекоза, летучая мышь;

2 пара - кальмар, пингвин, растение виктория регия

Ученики делают выводы и сравнивают их с материалами приложения 3

  1. Учитель: Как мы выяснили, природа изобретательна и рациональна, а теперь попробуйте пофантазировать вы и создать совершенное биосинтетическое существо, обладающее приспособлениями и преимуществами живых организмов в своем строении.

 

  1. Подведение итогов.
  2. Задание на дом стр. 260-272 Написать минисочинение «Будущее бионики»
Категория: Мои файлы | Добавил: управление
Просмотров: 1843 | Загрузок: 165 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Ссылки
Сайт школы №1
Сайт МБОУ СОШ с. Кошай
Каталог организаций
Все права защищены Управление образования Сосьвинского городского округа © 2018