Понедельник, 19.11.2018, 10:41
Управление образования Сосьвинского городского округа
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя
В нашей школе уже достаточно активно используются учителями-предметниками новые информационные технологии на своих уроках. Использование компьютера дает учителю не только новые возможности в преподавании своего предмета, для накопления и создания банка данных и т.п., но и позволяет осуществить обработку результатов обучения. Хочу поделиться опытом использования ПК для обработки и анализа результатов образовательного процесса.
Не каждая школа может приобрести специализированные программные пакеты различной направленности, это вызвано и финансовыми затруднениями, и необходимостью для его использования прикладывать определенные усилия. Но если в школе есть компьютерный класс (да даже один ПК), его стандартного программного обеспечения Windows и MS Office достаточно для того, чтобы осуществить статистическую обработку результатов обучения, выводить результаты в наглядном графическом виде, создавать базы данных. Результаты обучения можно обобщать по различным основаниям:
* абсолютный результат обучающегося;
* относительный результат в группе;
* абсолютный результат по теме;
* относительный результат среди других тем;
* средний статистический уровень учебных достижений испытуемых;
* мера общего отклонения от средней величины;
Используя возможности современных информационных технологий, в совокупности с традиционными методами оценки, мы получаем более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом.
Как правило, учителя-предметники начинают использование возможностей ПК на уроках с создания дидактических материалов с помощью тестового процессора MS Word и электронных таблиц Excel. Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора, в настоящее время столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронные таблицы позволяют производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, осуществлять структурирование данных и многое др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения.
Для анализа знаний и умений учащихся по результатам контрольных работ их результаты вносятся в таблицу. В таблице подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым учащимся по выполненным заданиям. Затем набранные баллы сравниваются с максимально возможным количеством баллов, и рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала каждым испытуемым.
Современная научная дидактика утверждает, что процесс обучения можно считать завершенным, если коэффициент усвоения К больше или равен 0,7. Если К<0,7, учащийся в последующих работах совершает систематические ошибки и не способен самостоятельно их исправить. Коэффициент усвоения определяется по формуле: К=n/N, где п — количество баллов, набранных испытуемым, а N - максимальное количество баллов [1].
Для большей наглядности эти данные переводятся в общепринятую пятибалльную оценочную шкалу с учетом величины коэффициента усвоения и уровня проверочных заданий.
Обычно принято следующее распределение оценок: коэффициент усвоения от 1 до 0,85 соответствует оценке “5”, до 0,75 - оценке “4”, до 0,65 - “3”, ниже 0,5 - “2”. В таблице также вычисляется средний балл для класса по теме и отклонение от среднего.
По результатам выполнения каждого задания учащимися определяется уровень затруднений. В педагогической практике принято выделять пять уровней затруднений: 0-й, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й [2]. Если суммарное количество баллов, набранных всей группой испытуемых совпадает с максимально возможным по данному заданию, то отмечается 0-й уровень затруднений, т.е. коэффициент усвоения (для группы) близок к 1. При коэффициенте усвоения до 0,95 - 1-й (низкий) уровень затруднений, если коэффициент усвоения до 0,8, то отмечается 2-й (средний) уровень затруднений, до 0,7 — 3-й (высокий) уровень затруднений, меньше 0,7 — 4-й (высший) уровень затруднений. По данному разделу 3-й и 4-й уровень затруднений требует корректировки знаний обучающихся уже на последующих занятиях.

Также в таблице можно представить степень обученности группы, это повысит информативность анализа результатов контрольных заданий. Существует несколько подходов для определения степени обученности групп. Я использую вариант подсчета, основанный на определении академика Б.П.Смирнова, что оценка “5” соответствует 100% обученности, “4” — 64%, “3” - 36%, “2” - 16%. Средний уровень обученности (СО) выражается не в баллах, а в процентах и определяется по формуле:
СО = n5 100% + n4 64% + n3 36% +n216% / N
где N — количество испытуемых;
n5 — количество пятерок;
n4 - количество четверок и т.д.
Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм.

Таким образом, использование возможностей электронных таблиц позволяет автоматизировать процесс обработки результатов образовательного процесса, дает более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом, а это создает основу информационного обеспечения управления качеством образования

Литература
1. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Института профессионального образования Минобразования России, 1995. 336 с.
2. Управление качеством образования: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.А.Симоновой. УрГПУ, Екатеринбур: Уникум, 2002. 282 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: vost1 (30.01.2011)
Просмотров: 1312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Ссылки
Сайт школы №1
Сайт МБОУ СОШ с. Кошай
Каталог организаций
Все права защищены Управление образования Сосьвинского городского округа © 2018