Среда, 25.04.2018, 13:49
Управление образования Сосьвинского городского округа
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ

Стремитесь ли Вы развивать интеллект своего ребенка? Интеллект – это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека. Он определяется способностью сосредоточиваться на познавательном задании, умением гибко переключаться, сравнивать, быстро устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и т.д. Развитие интеллекта, психологический комфорт в процессе умственной деятельности и чувство счастья у ребенка неразрывно связаны между собой. Разные дети – разные игры Жизнь многообразна, и знакомимся мы с ее проявлениями по-разному – ведущую роль играет какой-то один из органов чувств. По способу восприятия окружающей действительности психологи делят человечество на три типа: · Людей, наиболее эффективно воспринимающих информацию с помощью зрения, называют визуалами, · тех, кому проще усваивать новое на слух, – аудиалами · тех, кому легче узнать что бы то ни было, потрогав, понюхав предмет, соприкоснувшись с ним, – кинестетиками. Оказывается, ведущий канал восприятия проявляет себя очень рано – уже двух – трехмесячный малыш имеет четкие предпочтения. Если понаблюдать за ребенком, можно понять, к какому типу он принадлежит. Правда, чаще способ познания бывает комбинированным – человек отдает предпочтение, например, двум каналам восприятия. Чем лучше мы знаем ребенка, тем легче нам с ним общаться и проще учить. Определив любимый способ познания ребенка, можно учитывать, как ему легче усваивать информацию. Приведем основные характеристики особенностей индивидуального развития ребенка. Ребенок – зритель (визуал) Зрители познают окружающий мир визуально, то есть во время восприятия информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форму и размер. Большинство зрителей имеет прекрасную зрительно-тактильную координацию и с рождения стремятся в первую очередь рассмотреть объект, и только потом с помощью жестов характеризуют его. Действительно, большинство зрителей выделяются развитой моторикой, то есть движениями, которые активизируют одновременно глаза и мелкие мышцы, например мышцы пальцев. Дети-зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазлы), лепят, вырезают – все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, с легкостью запоминают схемы коротких слов. В более старшем возрасте дети-зрители отдают предпочтение настольным играм, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры. Владея более развитой зрительно-тактильной координацией, зрительно легко управляются с заданиями, которые требуют развитых тонких двигательных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют любые другие раздражители в пользу визуальных, им необходимо уделять особое внимание развитию языковых навыков, общительности и общей физической координации. Ребенок-слушатель (аудиал) Слушатели познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, отдают предпочтение слуховым ощущениям по сравнению со зрительными и тактильными. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше других детей начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Детей-слушателей с самого рождения легко успокаивает музыка или знакомые голоса. Они с радостью воспринимают самые простые звуки. Более старшие дети любят петь, рассказывать стихотворения, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо разговаривают. Они проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают урок учителя. Они любят слушать магнитофонные записи, радио, быстро запоминают информацию, полученную на слух, отдают предпочтение разговорным играм, например, стихосложению, или играм предполагающим отгадывание слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с другими придумывают разные истории и разыгрывают их в лицах. Поскольку основное внимание слушателя приковано к речи, они могут отставать от ровесников в развитии навыков, связанных со зрительным и двигательным восприятием. Ребенок-деятель (кинестетик) Деятели познают окружающий мир тактильно (или кинестетическим) способом, то есть от непосредственного касания или движения. Этот способ получения информации допускает сильно развитую моторику, активное движение, как результат – активность больших мышц (плеч, рук, бедер и т.п.). Большинству детей-деятелей неведом страх. Они много двигаются сами и любят, когда их будоражат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше других детей начинают ползать, а затем и ходить. В дошкольном возрасте они отдают предпочтение активным играм, связанным с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки. Вследствие врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве деятели чаще подвергаются физическому риску по сравнению с другими детьми. Основные проблемы, с которыми деятелям приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их страсть - активные игры на открытом пространстве.
В начальной школе их беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут привести к плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные деятели неизменно пользуются авторитетом в среде ровесников. В то же время безумный темперамент большинства деятелей обусловливает наличие таких черт их характера, как раздражительность и впечатлительность. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и готовы преодолевать трудности. Деятели эмоционально неустойчивы – их гнев и радость чередуются с невероятной скоростью. Деятели обожают игры на свежем воздухе, занятия спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Подобное преобладание физического воспитания по сравнению с восприятием зрительным или слуховым может привести к возникновению речевых проблем и отставанию в учебе. Каким образом познаете мир вы сами, уважаемые воспитатели? А какой способ познания присущ вашим воспитанникам? Выявление свойственного вам способа познания может существенно повлиять на правильность выбора методов и упражнений, необходимых для занятий с ребенком в детском саду, на создание атмосферы взаимопонимания воспитателей и детей. Блиц-тест «Определение способа познания у воспитателей (и родителей)» Определите, какие характеристики присущи Вам в большей степени. Подведите итог и сравните результаты. Вы можете выяснить, что большинство Ваших ответов относятся не только к одному, но и к двум и даже к трем способам познания. Установите приоритетные способы Вашего познания и таким образом определите тип, к которому принадлежите Вы (см. табл. 1). 1. Общение. Во время разговора… •Я внимательно разглядываю собеседника.
•Я отдаю предпочтение наблюдениям, а не разговорам.
•Я разговариваю простым языком. Зритель (визуал)
•Я считаю себя хорошим слушателем.
•Я люблю поговорить, я многословен.
•Я предпочитаю условное общение, имею обширный словарный запас. Слушатель
(аудиал)
•Во время разговора часто дотрагиваюсь до собеседника.
•Я часто выражаю эмоции с помощью жестов.
•Иногда не могу подобрать нужное слово.Деятель
(кинестетик)

2. В свободное время… •Я отдаю предпочтение играм, например лото.
•Мне нравится смотреть кинофильмы и телепередачи.
•Мне нравится рисовать, делать что-нибудь своими руками. Зритель (визуал)
•Мне нравятся игры с устными вопросами-ответами.
•Я люблю слушать пластинки, аудиозаписи, читать.
•Я люблю разговаривать с друзьями, писать письма. Слушатель
(аудиал)
•Мне нравится физические нагрузки, занятия спортом.
•Мне нравится играть в хоккей, футбол и принимать участие в других спортивных соревнованиях.
•Мне нравится танцевать и плавать.Деятель
(кинестетик)

3. Моторика. Что касается моего физического состояния, то… •У меня мелкие мышцы значительно развиты, чем больше. У меня хорошо развиты кисти рук.
•Мне нравится зрелищные виды спорта. Зритель (визуал)
•У меня плохая координация движения.
•Я избегаю занятий спортом и всевозможных развлечений, требующих активной подвижности. Слушатель
(аудиал)
•У меня хорошая координация.
•Мне нравится бывать на свежем воздухе, я люблю туризм и рыбалку.Деятель
(кинестетик)

4. Эмоции. Эмоционально… •Я сдержанный и стараюсь не демонстрировать своих чувств.
•Мне не нравится эмоциональные всплески окружающих. Зритель (визуал)
•Я могу словами вызывать свои эмоции и люблю рассказывать о своих чувствах.
•Я с пониманием отношусь к чувствам и проблемам других людей, могу их выслушать. Слушатель
(аудиал)
•Я достаточно нетерпелив и легко впадаю в отчаяние. Чувства меня волнуют, но я пытаюсь их анализировать.
•Я легко начинаю плакать или смеяться. Меня часто бросает из одного эмоционального состояния в другое.Деятель
(кинестетик)

5. Память. Вспоминая, я… •Записываю то, что нужно будет вспомнить со временем, и считаю, что конспекты необходимы.
•Рисую в воображении картины.
•Подчеркиваю важные места, когда просматриваю печатные материалы. Зритель (визуал)
•Вслух повторяю то, что мне нужно запомнить.
•Разговариваю сам с собой и даже слышу свой внутренний голос.
•Иногда записываю материалы на пленку. Слушатель
(аудиал)
•Запоминаю события лучше, чем написанные или произнесенные слова.
•С трудом формирую визуальные образы, поэтому мне тяжело воспроизводить факты.
•Проигрываю ситуацию для того, что бы запомнить ее. Иногда мне тяжело понять значение того, что написано или сказано.Деятель
(кинестетик)

6. Работа. На работе… •Мне нужно много места, я не люблю сидеть близко к другим. Мне лучше работать в одиночестве. Зритель (визуал)
•Я пользуюсь планом работы, занимаюсь делами.
•Я настаиваю на выполнении повестки дня на совещании.
•Мне нравится общество, я не люблю работать в одиночку. Люблю обсуждать идеи с окружающими.
•Во время работы я разговариваю сам с собой.
•Мне нравятся деловые встречи, нравится обсуждать проблемы, выслушивать мнение окружающих. Слушатель
(аудиал)
•Мне нравится находиться в обществе, но при этом я не считаю не-обходимым разговаривать. Я люблю работать в коллективе.
•Мне тяжело укладываться с выполнением работы в установленный срок.
•Я пытаюсь избегать любых встреч и совещаний, поскольку мне тяжело сидеть и концентрироваться.Деятель
(кинестетик)

Блиц-тест «Определение способа познания у детей 5-6 лет» Читая этот тест, отмечайте черты, присущие вашим воспитанникам. Затем суммируйте и сравните полученные результаты (см. табл. 2). Одно из определений – зритель, слушатель или деятель – соберет наибольшее количество отметок. Определение, получившее наибольшее количество отметок, и означает тот способ познания, который наиболее характерен для вашего ребенка. 1. Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то… •Он говорит, используя самые простые обороты речи.
•Он неправильно произносит некоторые слова и звуки.
•Он пропускает наречия и предлоги. Зритель (визуал)
•Он использует те же обороты речи, что и взрослые.
•Он использует грамматически правильные предложения.
•Он рассказывает тщательным образом продуманные истории. Слушатель
(аудиал)
•Его речь тяжело понять.
•Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями.
•Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них.Деятель
(кинестетик)

2. Любимые игрушки и свободное время. Во время игры мой ребенок… •Отдает предпочтение головоломкам и настольным играм.
•Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором.
•Узнает о новых вещах, наблюдая. Зритель (визуал)
•Любит слушать аудиозаписи.
•Любит книги и игру фантазии.
•Учится новому, читая инструкции.Слушатель
(аудиал)
•Любит играть на свежем воздухе.
•Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке.
•Почти каждой игрушке находит полноценное применение.Деятель
(кинестетик)

3. Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то… •Он пишет старательно.
•Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает.
•Его художественные изделия очень аккуратны и красивы. Зритель (визуал)
•Он пишет достаточно не плохо.
•Во время работы он разговаривает сам с собой.
•Его художественные изделия достаточно привлекательны. Слушатель
(аудиал)
•Ему очень тяжело писать.
•Многие буквы и цифры у него получаются обезображенными.
•Его художественные работы очень неопрятны.Деятель
(кинестетик)

4. Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться… •Настольными играми он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе.
•Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается.
•Любит игры с четко установленными правилами. Зритель (визуал)
•Он больше разговаривает, чем играет.
•Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения.
•Во время какой бы то ни было деятельности разговаривает сам с собой. Слушатель
(аудиал)
•Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр.
•Имеет хорошую координацию.
•Не ходит спокойно, а будто носится.Деятель
(кинестетик)

5. Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то… •Даже в толпе остается одиноким.
•Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие.
•Долго привыкает к новым людям. Зритель (визуал)
•Буквально расцветает в кругу друзей.
•Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку очень много разговаривает.
•Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно. Слушатель
(аудиал)
•Коллективистский, но не очень разговорчивый.
•Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям.
•Любит пошалить.Деятель
(кинестетик)

6. Эмоции. Когда моего ребенка что-то тревожит, то… •Вообще не очень эмоционален.
•Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других. Зритель (визуал)
•Свободно рассказывает о своих ощущениях.
•Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений. Слушатель
(аудиал)
•Эмоционально зависим и легко обижается.
•Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.Деятель
(кинестетик)

7. Память. Когда мой ребенок учится, он… •Может воспроизводить буквы и цифры по памяти.
•Помнит о том, что ему показывали. Зритель (визуал)
•Лучше всего учится, заучивая наизусть.
•Знает звуки, соответствующие буквам алфавита. Слушатель
(аудиал)
•Плохо запоминает.
•Легко отвлекается.Деятель
(кинестетик)

8. Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он… •Следит за опрятностью своей одежды.
•Следит за чистотой своего рабочего места.
•В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел.
•Медленно привыкает к новой ситуации. Зритель (визуал)
•Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен.
•Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место.
•Он внимательный и послушный.
•Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении. Слушатель
(аудиал)
•Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и не редко бывает весьма неопрятен.
•Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут.
•Проявляет большую активность во время игр.
•Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.Деятель
(кинестетик)

Следовательно, врожденные познавательные способности ребенка влияют на то, что, как и насколько быстро он запоминает. Если тактично не вмешаться, то неравномерность навыков, составляющих интеллектуальную базу, будет углубляться, и у ребенка возникают проблемы в обучении. Именно с учетом равномерности развития навыков, а также их преимуществ и строятся современные методики развития лабильности интеллекта, то есть способность к обучению.
Упражнения и задания должны быть подобраны таким образом, чтобы гармонизировать развитие навыков познания у ребенка. Так: для развития навыков слушателя преобладающее большинство заданий должно содержать стихотворения, отражающее основное содержание и последовательность выполнения соответствующего задания; для развития навыков зрителя задания и упражнения должны быть оформлены наглядно; для развития навыков деятеля должны быть предусмотрены упражнения на развитие моторики (дорисовать, соединить, закрасить, составить и т.п.)
Равномерное сочетание заданий (интеллектуальных упражнений) будет способствовать развитию комбинированного познания, обеспечивающего высокую способность ребенка к обучению. Таблица 1 ФИО _____________________визуалаудиалдеятель
1. Общение. Во время разговора…
2. В свободное время…
3. Моторика. Что касается моего физического состояния, то…
4. Эмоции. Эмоционально…
5. Память. Вспоминая, я…
6. Работа. На работе…
Итого:
Таблица 2 ФИО ________________________визуалаудиалдеятель
1. Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
2. Любимые игрушки и свободное время. Во время игры мой ребенок…
3. Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
4. Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться…
5. Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
6. . Эмоции. Когда моего ребенка что-то тревожит, то…
7. Память. Когда мой ребенок учится, он…
8. . Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…
Итого:
Примеры развивающих игр 3-4 года «Большие и маленькие» Соедини линиями одинаковые предметы: большие и маленькие. 4-5 лет «Цифры играют в прятки» Найди цифры от одного до десяти. 5-6 лет «Найди отличия» Посмотри внимательно на картинки и найди отличия между ними. Игра для развития слухового внимания (Для любого возраста) «Найди игрушку» Цель: развитие координации движений. Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла. Описание игры: 1. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок. 2. Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Взрослый прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят: Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь ее, то смело, С нашей Таней попляши. Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется — хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Категория: Мои статьи | Добавил: управление (27.11.2009)
Просмотров: 2571 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Ссылки
Сайт школы №1
Сайт МБОУ СОШ с. Кошай
Каталог организаций
Все права защищены Управление образования Сосьвинского городского округа © 2018