Пятница, 25.05.2018, 13:54
Управление образования Сосьвинского городского округа
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

урок«Боль взывает к людям…»
«Боль взывает к людям…»
(Тема памяти в произведениях о Великой Отечественной войне)
по произведениям А.Вознесенского «Ров» и Б.Васильева «Экспонат №…».
Цели урока:
1). воспитание чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны;
2). создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор,
позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
3). развитие умения анализировать незнакомое литературное произведение на основе навыков,
полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Бородино, Курская дуга… Русская земля, политая кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.
• Чем этот год знаменателен для нашей страны?
Да, со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 65 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Владимир Высоцкий:
И когда огрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

Война-это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной.
Да, сделали всё, что могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый – убит.
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт,-
говорит от имени фронтовиков поэт Борис Слуцкий.
Прошу задуматься над последней строкой этого стихотворения:
И лично не будет забыт,
которая перекликается с широко известными словами Р.Рождественского:
Никто не забыт, и ничто не забыто.
Так ли это?
2. Постановка проблемного вопроса.
Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да и мы с вами каждый год приходим в наш поселковый сквер к обелиску в честь сосьвинцев-участников Великой Отечественной войны, ежегодно участвуем в Вахте памяти у себя в посёлке и на посту № 1 в г. Екатеринбурге. У нас в школе есть Музей Боевой славы.
Значит, мы можем сказать, что, да, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?
Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.
Что значит помнить? Как надо помнить?
Обратимся к эпиграфу к уроку. Это слова Р.Рождественского из его поэмы «Реквием»:
Это – нужно не мёртвым!
Это – надо живым!
Надо ли нам, живущим через 65 лет после Великой Победы, помнить о тех годах?
А помогут нам в этом разобраться наши современники: поэт Андрей Вознесенский и писатель Борис Васильев. Их произведения: поэма «Ров» и рассказ «Экспонат №…» посвящены теме памяти.
3. ИОЗ – сообщение о писателях (Наташа Н. и Ренат Н.)
4. Беседа по поэме А.Вознесенского «Ров».
Наташа Н.сказала, что читать произведения А.Вознесенского непросто, у него оригинальная манера письма. Почувствовали ли вы это? Поэма ли то, что вы прочитали? Что пишет об этом сам поэт? («Поэма ли то, что я пишу? Цикл стихотворений? Вот уж это менее всего меня занимает…»)
*А занимает его совсем другой вопрос. И не просто занимает, а не даёт сил молчать. Он мог только кричать. И это поэма – крик, поэма – боль, поэма – обвинение, возмущённое чувство поэта.
* Что же так взволновало поэта, что послужило поводом для написания поэмы «Ров»? (ответы учащихся).
*Поэта потряс этот случай. И заставил задуматься о многом. Прочитайте строки, которые передают возмущение поэта.
* Какое название даёт Андрей Вознесенский этой болезни? Как называет людей, творящих зло?
(ИОЗ - словарная работа – толкование слова «алчь», Наташа Ю.)
Поэт пытается добраться до причин, до глубинных корней этой болезни. Свою задачу он видит в следующем: «Чем больше я соберу зла на страницы, - уверяет он, - тем меньше его останется в жизни».
*В чём видит поэт причину совершаемого святотатства? Уголовный или духовный процесс – главное для него? (глава «Грех»)
*Узнанное и увиденное там, под Симферополем, заставляет поэта по-новому посмотреть на всё происходящее, сильнее ощутить всю тяжесть ответственности за окружающее. Так появляется в поэме глава «Озеро».
* В чём её смысловая нагрузка? Как она связана с основными событиями поэмы?
Окружающая среда страшна,
Экология духа страшней! (гл. «Вступление»)
Т.О., главное для поэта – экология духа, а не природы. Поэт делает вывод: главная причина преступности – в бездуховности людей, в отсутствии серьёзной умственной работы, работы души, в забвении нравственных принципов.
* Но ведь есть же настоящие люди, те, кто не винит во всех грехах время, а берёт ответственность на себя! Это видно из глав, посвящённых Чернобылю: «Человек»и «Больница». Здесь речь идёт о настоящих героях, кто проявил мужество, героизм, лучшие человеческие качества во время …
*Рефреном звучат слова поэта: «Потому что он – человек!»
Многие из этих людей умрут. Но это ещё вопрос: кто из них мертвее? Новорылы, выкапывающие трупы под Симферополем, - сами мертвецы. Духовно, нравственно, а не физически разложившиеся.
• И идёт вечный спор, вечный бой между добром и злом, светом и тьмой, между живыми и мёртвыми. (выразительное чтение гл. «Схватка»)
• *В этом главный смысл поэмы, то, ради чего она написана. Даже сквозь самые чёрные картины, сквозь настроение безысходности, тягостной гадливости просвечивает в поэме светлое, чистое чувство надежды. Поэт надеется, что исчезнет само понятие «алчь» (гл. «Эпилог»)
• Каким мы представляем самого поэта, его гражданскую позицию?
• Итак, А.Вознесенский поведал нам о невероятном, потрясающем, из ряда вон выходящем случае. А в рассказе Б.Васильева «Экспонат №…» речь идёт о более обыденных вещах, которые могут случиться и с нами.

5. Беседа по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…» .
Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память. Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Такой Музей есть и в нашей школе. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…
• Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён?
• Беседа по вопросам:
1. Расскажите о жизни московской коммуналки в годы войны.
2. Чем были для Анны Федотовны письма её сына7 чем отличались письма от похоронки?
• Анализ эпизода «У телевизора» ( по плану).
• Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «Баллада о матери».
3. Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
4. Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?
5. Как писатель смог показать несоизмеримость горя и памяти матери с очередным мероприятием, проводимым в школе?
6. Чему учит повесть Бориса Васильева? Как надо помнить?
Таким образом, мы убедились, что с проблемой памяти о войне не всё так просто. И если в начале урока мы назвали факты, свидетельствующие о том, что наш народ чтит ветеранов, помнит о них, то сейчас попробуем перечислить негативные моменты в нашем отношении к ним.
(«новорылы» раскапывают рвы, где погребены расстрелянные; в местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов; на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя; боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках; некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня… Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники).
Можно ли не думать об этом? Не озаботиться этим? Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, умервщлённая совесть, сердце, глухое к чужой боли,- вот причина многих наших бед. Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших – плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.
Тема памяти в современной литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести и т. д. вот почему вновь и вновь поднимают эти проблемы современные писатели на страницах своих произведений.
А помните ли вы? Знаете ли вы о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне?
6. Выступления Алёны У. и Алексея К. о своих родственниках, погибших в годы Великой
Отечественной войны.)

7. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).
Тему урока мы обозначили строчкой из стихотворения А.Т.Твардовского: «Боль взывает к людям». Кто напомнит всё четверостишие?
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!
(звучит грамзапись песни А.Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»

Категория: Мои статьи | Добавил: ВВ (21.04.2010) | Автор: Французова Вера Васильевна
Просмотров: 2422 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Ссылки
Сайт школы №1
Сайт МБОУ СОШ с. Кошай
Каталог организаций
Все права защищены Управление образования Сосьвинского городского округа © 2018